Концерт Яна Андерсона в
Обозреваемое мероприятие - очередной примере ухищрений промоутеров, направленных на максимизацию посещаемости концерта. Ещё за несколько месяцев до даты мероприятия можно было зайти на официальный сайт Jethro Tull и убедиться в том, что в Москве запланировано сольное выступление Яна Андерсона, а вовсе не Jethro Tull. Однако же надписи что на афишах, что на билетах, что на официальных программках говорили как раз об обратном... Но все-таки для москвичей приехал выступать именно Ян Андерсон с аккомпанирующим составом, а не коллектив с легендарным именем.
Это, разумеется, имело принципиальное значение при подборе песен для сет-листа. При появлении Яна на сцену прозвучало несколько тактов из “Aqualung”, но это было лишь своеобразное шутливое приветствие публике. Далее пошли куда менее обычные для концертов «Талл» вещи, хотя прозвучали и ранний сингл “Living In The Past”, и “Up to Me” с альбома “Aqualung”. Стоит отметить, что почти с самого начала Андерсон и клавишник регулярно меняли инструменты. Ян, в частности, откладывая флейту в сторону, терзал струны на какой-то миниатюрной гитаре (возможно, что это была мандолина в форме гитары), а в некоторых вещах прикладывался и к губной гармошке. Клавишник же исполнял некоторые свои партии на аккордеоне.
Вторая (условно) часть началась с появления оркестра “Opus Posth” (несколько скрипок, альтов, виолончель и контрабас), с которым и были сыграны все остальные композиции. И хотя некоторые из них «отличились» тем, что гитару и бас было почти не слышно, но зато сочетание струнных с флейтой и ударными звучало превосходно, да и избитым такой прием явно не назовешь. Особый акцент на таком сочетании был сделан в ходе исполнения песни некоего андерсоновского товарища-флейтиста, изначально написанной для двух флейт. Партии второй флейты были переложены для скрипки (первая, естественно, осталась за Андерсоном), а в целом эта пьеса воспринималась совершенно необычно — не как нечто симфо-роковое или хотя бы арт-роковое, а вызывающее ассоциации с академической музыкой XVIII столетия, менуэтами, полонезами и тому подобным.
Далее последовал ещё один эксперимент — аранжировки вещей Jethro Tull для септета струнных (исполнялись они только музыкантами “Opus Posth”, а зарубежные музыканты удалились на время за кулисы). Опять-таки, это было весьма интересно и необычно — даже представить себе, как бы звучал материал Jethro Tull в «классическом» стиле, непросто, а тут это не просто «представили», но даже и сыграли. Есть подозрение, к слову, что действо было уникальным — мне не доводилось читать о том, чтобы подобные эксперименты с творчеством культовейших британцев имели место ранее.
Так что можно только посочувствовать тем фэнам «Джетро», которые не смогли посетить «Крокус Сити» в тот вечер или сочли «классические» интерпретации вещей Jethro Tull неинтересными или не заслуживающими внимания. Хотя многие, кто решил не пойти, находили слабый аргумент в пользу сидения дома — дескать, это же концерт именно Андерсона (типа, «говорим Jethro Tull — не подразумеваем Андерсон»). Однако же и классика группы, и песни иных периодов не были забыты ни в коей мере и представлены в сет-листе более чем достойно. Это и “Mother Goose”, и “Budapest” с отнявшего у Metallica премию «Грэмми» альбома “Crest of a Knave”, и одна из главных «реперных точек» концерта — попурри из обеих частей (могу ошибаться) “Thick as a Brick”! Конечно, «Кирпич» живьём нельзя считать чем-то иным, как бесценным подарком для Tull-мана, ведь всякому понятно, насколько сложно отрепетировать подобное произведение для концертного исполнения. А здесь-то имело место совместное исполнение с оркестром (пусть и не симфоническим). И, разумеется, никаких сколько-нибудь адекватных слов для этого найти, наверное, не получится. Однозначно одно – это было грандиозно.
Однако ничуть не менее впечатлило исполнение заглавной композиции с альбома “Aqualung”, которая, бесспорно, является одной из самых лучших и красивых пьес Jethro Tull. И переаранжирование её для исполнения с аккомпанементом струнных тоже стало отличным подарком для всех ценителей арт-рока, которые получили возможность услышать эту композицию в совершенно новом звучании, пусть даже и с привычной партией флейты и до боли знакомым голосом Яна. Помимо всего этого великолепия, музыканты услаждали слух обращениями и к иным творческим формам, например, гитарист из андерсоновского состава исполнил в стиле шред-метала «Токатту и фугу» Иоганна Себастьяна Баха, играли и «Аве Марию»… Ну а на бис была “Locomotive Breath”.
Что же сказать в качестве резюме? Jethro Tull, в отличие от Nazareth или Deep Purple, к сожалению, нечастые гости в нашей стране, и, разумеется, многие фэны «Джетро» предпочли бы полноценный концерт своей любимой группы (со старожилом Мартином Барром в составе). Однако же Андерсон с коллегами дали блистательный, непредсказуемый и нелинейный концерт, в котором не было места, например, стандартно-безжизненному исполнению обоймы старых-новых песен без единого отклонения от утвержденной программы. Поэтому нет никаких сомнений в том, что если у нас состоится ещё одно выступление Андерсона не в рамках Jethro Tull, то сакраментального вопроса о том, идти или нет, даже не должно стоять.
Сет-лист:
Отделение 1:
1. Living in the Past
2. A New Day Yesterday
3. Up to Me
4. Hare in the Wine Cup
5. In the Grip of Stronger Stuff
6. Life is a Long Song
7. Griminelli's Lament
8. Songs from the Wood / Heavy Horses(Instrumental medley)
9. Mother Goose
10. Bach's Prelude in C major
11. Bourée (с участием Катрин Колман по прямой связи с МКС)
Отделение 2:
12. Thick as a Brick
13. A Change of Horses
14. Bach's Toccata and Fugue in D minor (Florian Opahle guitar solo)
15. Budapest
16. Aqualung (Orchestral version)
Бис:
13. Locomotive Breath
По материалам сайта http://headbanger.ru