Тур Jethro Tull по России и Украине (2005)
Тур Jethro Tull по России и Украине (2005)
То, чем на сегодняшний день является группа Jethro Tull, лучше всего наглядно изображено на афишах грядущих московских концертов коллектива. Если кто-то ещё не видел, картинка следующая: Ян Андерсон (Ian Anderson) и Мартин Барр (Martin Barre) представлены там в виде скульптурной группы на Красной площади и как бы заменяют собой Минина с Пожарским. Монумент, конечно, но какой-то уж больно живой: флейтист стоит на одной ноге и явно наигрывает на своем инструменте нечто виртуозно-прекрасное. Вот так и с Jethro Tull: конечно, в первую очередь они — легенда, чью музыку знают прежде всего по великим альбомам 30-летней давности и на которых идут во многом для того, чтобы соприкоснуться с классическим арт-роком, чтобы услышать (и подпеть) «Aqualung», ну и так далее. Но объявлять их всего лишь памятником самим себе значит несколько погрешить против истины: за модой Jethro Tull особенно не следят (да это им и не нужно), за актуальностью не гонятся, но убежденно, честно и, что самое главное, толково продолжают делать свое собственное дело — и получается у них это совсем неплохо, двухлетней давности «Christmas Album» тому лучшее доказательство. Так что поход на их концерт никак нельзя назвать банальным сеансом ностальгии.
История Jethro Tull насчитывает к нынешнему моменту уже 38 лет, и подробно пересказывать все её этапы незачем — в конце концов, интересующийся всегда сможет найти их подробное изложение, поскольку, как и подобает настоящей легенде, о Jethro Tull написаны целые книги, да и количество поклонников, писавших о группе на всех языках, в том числе и на русском, огромно. У Яна Андерсона с его многочисленной компанией было все, что может и должно происходить с подобными музыкантами — и годы признания и огромной популярности, и последующий кризис в связи с пришедшими новыми веяниями, и окончательное решение следовать по своему собственному пути. Уникальный звук, по которому опознаешь Jethro Tull моментально и безошибочно, группе удалось создать ещё в конце 60-х — начале 70-х, когда и были записаны главные альбомы коллектива («Stand Up», «Aqualung», «Living In the Past»). Основан он на хитром и замысловатом сочетании непростого хард-рока с блюзом, фолком и джазом — в какие-то периоды одни элементы в музыке группы выходили на первый план, затем наставало время других, но, так или иначе, основные составляющие этого замечательного коктейля всегда были примерно одними и теми же. В композициях Jethro Tull сложный ритм взаимодействует с мощными рифами гитары, которая, впрочем, вполне может играть и на балладный манер, и по-блюзовому тоскливо — а на этом фоне звучит флейта Яна Андерсона, главный «опознавательный знак» саунда группы, и сам голос солиста. На первых порах Андерсона обвиняли в подражании игре на флейте знаменитого Роланда Кирка (Roland Kirk) — но теперь время всех рассудило: конечно, именно Андерсон — главный флейтист в истории рок-музыки, его пронзительные трели одинаково легко способствуют как возникновению драйва, так и созданию тягуче-медитативного настроения, да и сам он напоминает какого-нибудь персонажа средневековой легенды, доброго и честного барда-менестреля, вдохновенно играющего в свою дуду. Сколько бы инструментов не привлекали Jethro Tull для записи своих пластинок (как и подобает классическим арт-рокерам, их количество частенько переваливало за десяток — да и с симфоническим оркестром музыканты играли), флейта всегда выделялась на общем фоне.
Записям Jethro Tull, конечно, свойственно все то, чем занимались первооткрыватели прогрессив-рока в начале 70-х: это и непростые концепции, и длинные сложные песни, и альбомы-симфонии с замысловатой композицией, и внедрение в рок-музыку новых для нее инструментов. Но важно не только это — все же для Андерсона музыкальные формы никогда не были ценны сами по себе, Jethro Tull никак не назовешь «музыкой для музыкантов», и если в сравнении с многими коллегами по цеху их композиции частенько проигрывают и в сложности, и в концептуальности, это только потому, что Jethro Tull никогда и не считали это своей основной задачей. Тексты у этой группы не менее важны, чем эксперименты со стилями и направлениями. Как поэт Андерсон стремится размышлять о проблемах глобальных и вечных, но размышления эти довольно часто отливаются в форму историй-притч, призванных заставить слушателю поразмышлять самого. Для 70-х то, как и над чем лидер Jethro Tull брался размышлять, иногда выглядело провокацией, и критики пытались упрекнуть в посягательстве на святое (нечто подобное, скажем, произошло с самым известным альбомом Jethro Tull «Aqualung»), однако из нынешних времен философские истории Андерсона не тянут, конечно, ни на какую крамолу — что, впрочем, не мешает им оставаться интересными и глубокими.
За свою долгую жизнь в искусстве Jethro Tull пытались и заигрывать с новыми веяниями, и внедрять в свою музыку элементы диско или электроники (особенно это заметно на альбомах конца 70-х — начала 80-х), но в конечном счете оказалось, что старые проверенные, пусть и более «немодные» приемы, работают лучше. Уже немолодой, но по-прежнему энергичный сказочник-менестрель Андерсон снова начал петь со сцены свои старинные хиты, а музыка новых альбомов группы стала больше похожа на то, с чего Jethro Tull начинали. Два года назал они впервые приехали в Россию — и тогда, конечно, для всех многочисленных здешних фанатов Jethro Tull это было событие чуть ли не великое. Теперь, когда они приезжают уже второй раз, вряд ли можно говорить о какой-то большой сенсации или уникальном выступлении. Тем не менее, опять увидеть Jethro Tull в Москве (и не только) снова, услышать наизусть выученные аккорды, посмеяться байкам и шуткам Андерсона, подпеть ему в «Too Old to Rock-n-Roll, Too Young To Die» — исключительно приятно и здорово. В конце концов, это в любом случае история не про то, как важно меняться и держать нос по ветру, а, скорее, про старое-доброе-вечное.
Александр Горбачев - www.zvuki.ru