"Я не собираюсь менять мир, я просто хочу перевязать вам раны..." Ян Андерсон сегодня 19 октября 2017 г.

Новости

Для вас 24 часа в сутки:
Радио Jethro Tull

Для прослушивания необходимо
установить Adobe Flash Player

02.11.2017
День рождения (1947 г., Экокс Грин, Бирмингем, Великобритания) Дэйва Пегга (Dave Pegg), бас-гитариста (1979—1994) Jethro Tull

17.11.2017
День рождения (1946 г., Kings Heath, Бирмингем, Уэст-Мидлендс, Великобритания) Мартина Ланселота Барра (Martin Lancelot Barre), гитариста Jethro Tull

17.11.2017
День памяти (1979 г., Лондон, Великобритания, 28 лет) Джона Глэскока (John Glascock), бас-гитариста (1976—1979) Jethro Tull

12.12.2017
День рождения (1946 г., Лутон, Великобритания) Клайва Банкера (Clive Bunker), барабанщика (1967—1970) Jethro Tull

Ян Андерсон (Jethro Tull): "Я всегда был староват для рок-н-ролла"

Стоять 34 года на одной ноге, петь, играть на флейте и гитаре, сочинять небанальные песни и быть предводителем классической британской рок-группы не так уж просто. Но лидер легендарного состава Jethro Tull Ян Андерсон не страшится и вещей куда как более небанальных - таких, как разведение лосося в промышленном масштабе или интервью с российским журналистом. Каковое и состоялось в предвкушении выходя на фирме Eagle Rock / BMG концертного CD и DVD Jethro Tull "Songs From The Past". Когда еще представится возможность задать столь легендарной личности не только вопросы, связанные с новейшей работой группы, но и окунуться в ее историю?

Пожалуй, стоит начать разговор с вопроса, который мог быть поставлен неким пессимистом: "А так ли уж нужен еще один концертный альбом Jethro Tull?"
Ну и глуп же тот, кто будет задавать подобные вопросы! Дело в том, что я по-прежнему очень люблю выступать на концертах, и причиной выпуска наших новых концертных CD и DVD стала, прежде всего, безостановочная концертная деятельность Jethro Tull на протяжении прошлого года. Наш концертный альбом - своего рода сувенир, который я буду слушать и вспоминать недавние перипетии нашей концертной жизни.

Jethro Tull всегда были и сейчас остаются превосходным концертным составом, но "живых" альбомов у группы не так уж и много...
Ну, я бы не сказал, что у нас мало опубликованных концертных записей. Мы же начали издавать свой концертный материал очень рано - еще в 1971-м на альбоме "Living In The Past". И ведь кроме двух наших официальных концертников, "Live - Bursting Out" (1978) и "A Little Light Music" (1992), у нас вышла пара альбомов, скомпилированных их концертов, некогда записанных BBC для своих радиопередач. Предостаточно подобного материала можно найти и на сборниках, посвященных 20- и 25-летию группы, а еще в виде бонус-треков переизданий наших ранних альбомов. К тому же концертники интересно выпускать только тогда, когда твоя группа записывает на них всякий раз новую программу, а не одни и те же старые хиты. Хотя всю жизнь у меня было немало проблем с фирмами грамзаписи, я не могу сказать, что у Jethro Tull мало концертных альбомов. Их ровно столько, сколько надо, а может, даже и несколько больше.

Концерт, запечатленный на "Songs From The Past" - реюнион Jethro Tull с гитаристом Миком Абрахамсом и прочими музыкантами первого состава группы. Является ли этот реюнион очередным модным рекламным ходом, или работа с Миком будет продолжена и в будущем?
Нет, это совершенно немодный реюнион! И прежде всего потому, что Мик и я - уже немолодые люди со скверными характерами, которые к тому же не играли вместе уже 34 года. Все равно с ним было играть очень интересно и необычно - представьте себе, что мы с Миком вышли на сцену, пожали друг другу руки и обратились друг к другу: "Привет, как поживаете?" В видеосъемку концерта все это, конечно, не попало - камеры были отключены; да и первый прогон старого материала не попал тоже. Однако в целом это выступление удалось - оно было очень живым и в хорошем смысле спонтанным. Именно тем, что я называю "настоящим концертом". Именно такие концерты делают нас, музыкантов, лучше в человеческом смысле - улучшают наш характер. И даже наша внешность становится лучше, ха-ха!

Интересная тема - различные якобы потерянные концертные записи Jethro Tull. Вопрос очевиден - собирается ли группа переиздать на CD и DVD концертник "Slipstream" (1981), выпущенный некогда только на LD-видеодиске и VHS-касеете? Ведь цена LD с этой записью уже перевалила за $200...
Да, эти концертные записи существуют и никуда не девались. Мы готовы периздать их хоть сейчас - да только все права на них принадлежат старому менеджменту фирмы грамзаписи Chrysalis, которая когда-то была сублейблом EMI. А тут несколько недель назад Chrysalis вообще прекратила свое существование, и я решил что настало время обсудить с их менеджерами вопрос о выкупе этих записей в собственность Jethro Tull. Я очень рассчитываю все-таки переиздать "Slipstream" в течение года-полутора, тем более что об этой записи меня спрашивают едва ли не в каждом интервью. Но, к сожалению, пока я не могу назвать никакой конкретной даты - мои переговоры об этом переиздании еще толком и не начались.

Юбилейные сборники на 20- и 25-летие Jethro Tull были очень хороши. А почему некогда аннонсированный сборник к 30-летию группы так и оказался неизданным?
Причина та же - разрыв наших отношений с Chrysalis, произошедший как раз накануне нашего 30-летия. Должен сказать, что в архивах группы все равно осталось не так уж много материала достойного качества, который стоило бы обнародовать. Разве что концертные записи, которые мы делали регулярно с начала 80-х - но вряд ли бы они были так же интересны, как различные студийные редкости.

Я полагаю, что концертный альбом "Live - Bursting Out" (1978) был и остается одним из лучших произведения "живого" жанра. А почему, собственно, он таким получился?
Прежде всего этот альбом - настоящая классика 70-х. Классический концертный альбом той эпохи - теперь таких не бывает... Причем весь материал "Bursting Out" не подвергался никакой правке и наложениям в студии - это было именно то, что мы играли на концертах в ходе нашего турне. То, что могла слышать публика! К тому же у нас был на редкость сыгранный состав, и на концертах мы играли только самые любимые публикой песни. Поэтому "Bursting Out" даже сейчас звучит вполне современно. И вот что интересно - буквально перед твоим интервью я обсуждал возможность переиздания этого альбома со своим адвокатом. Видишь ли, из-за всей этой катавасии с EMI я отправил им запрос - уж не попали ли альбомы Jethro Tull в категорию тех CD, на которые не так уж и велик спрос, и не можем ли мы выкупить эти записи в свою собственность. Но, как ни странно, даже в нынешнем своем положении EMI на полном серьезе собирается переиздать "Live - Bursting Out" в течение ближайшего года. А я хочу переиздать этот альбом вне EMI. Посмторим, что выйдет из всей этой истории - мы вновь только начинаем переговоры, однако очень надеемся на то, что переиздание не заставит себя долго ждать.

Jethro Tull с первых дней своего существования считался очень эксцентричной группой - со странным названием и инструментарием...
Да это никакая не эксцентрика, а просто удавшаяся попытика заставить звучать группу по-иному, чем большинство тогдашних коллективов. Когда я начал свой путь профессионального музыканта, мне было 19 лет, и я играл на гитаре. Но я прекрасно понимал, что до звезд вроде Эрика Клэптона с моими навыками гитариста еще очень далеко. И я решил выбрать инструмент, игрой на котором я мог бы создать и свой стиль, и стиль своей группы. Поэтому я стал играть на флейте. И ведь к тому же Эрик Клэптон не умеет на ней играть! И Джими Хендрикс - тоже. Сначала про Jethro Tull говорили - "а, это та странная блюзовая группа, где певец играет на флейте!" И действительно, именно флейта, а не гитара Gibson, как у большинства составов, и сделала Jethro Tull очень заметной группой не только у критиков, но и у широкой публики. Благодаря флейте мы стали моментально узнаваемой группой - она-то и выделила нас из пестроты тогдашней рок-сцены. И даже теперь, 35 лет спустя, я не вижу известных флейтистов в мире рок-н-ролла. Огладываясь назад, я думаю, что именно мое решение освоить флейту и привело к тому, что Jethro Tull стали такой известной группой и объехали весь мир. К тому же я горжусь званием лучшего рок-флейтиста мира! Лучшего, и чуть ли не единственного.

Существовал ли персонаж, ставший прототипом для вашего знаменитого сценического шоу - маниакальной игре на флейтах стоя на одной ноге?
Прототипов, конечно же, не было, и никто и никогда не учил меня стоять на одной ноге! Зато были музыканты, которые настолько много внимания уделяли шоу, что оно становилось как бы частью их музыки. И они-то и стали моими, так сказать, наставниками. В этом смысле на меня гигантское впечатление произвел Джими Хендрикс - вот уж был великий шоумен! Да и Кейт Эмерсон, работавший тогда с группой The Nice, был ничем не хуже - он стал первым музыкантом, устраивавшим такие дикие шоу со своими клавишными инструментами. Мне довелось работать и с Джими, и с Кейтом в лондонском клубе Marquee в самом конце 60-х, и вот на тех концертах я понял, как же это много значит - правильно строить шоу своей группы. Да я никого особенно и не копировал, зато Jethro Tull вскоре получили репутацию отличной шоу-группы. Мне нужен был инструмент максимально полного воплощения своей личности на сцене - им и стало шоу Jethro Tull. Но я никого не изображаю на сцене - не то что Дэвид Боуи, который всю свою карьеру только и занимался том, что играл разные роли, пусть и в рамках рок-музыки. А каков Дэвид на самом деле - никто небось не знает. Так вот, я на сцене играю только самого себя. Понятно, что мое шоу - это одно, а жизнь - совсем другое: в жизни я - малоприятный пожилой джентльмен, ха-ха! Иным журналистам даже непонятно: как такой жизнерадостный рокер, как я, может быть таким мрачным вне сцены и пребывать в дурном настроении. Но я вообще считаю очень удобным пребывать в плохом настроении. Чудеса человеческой природы, ха-ха!

А почему именно Jethro Tull стал в глазах широкой публики олицетворением истинно британского фолк-блюзового звучания?
Тут, наверное, все дело в том, что когда карьера Jethro Tull только начиналась, в группе не было четко выраженного лидера. Мы все писали и исполняли свой авторский материал, но постепенно большинство песен начал сочинять я. Но тут нельзя сказать, что я превратился в эдакого диктатора - мы начинали с исполнения блюза, а блюз - музыка демократичная... И не только я влиял на музыку группы, она также влияла на меня - и вот так все и ходило по кругу. Но, честно скажу, я завидовал Мику Абрахамсу - он-то был хорошим блюзовым гитаристом, а я - нет! Ранние песни Jethro Tull - они очень печальные, и все о том, как неинтересно быть рокером-неудачником, плохо играющим на гитаре. Это, наверное, и есть настоящие английские рок-песни! А когда в 1969-м Мика сменил Мартин Барр, гитарист, не зацикливавшийся только на блюзе, а знающий и умеющий исполнять самый различный материал от поп-музыки до фолка средиземноморья - то именно в этот момент Jethro Tull стал группой, интересной широкой публике, а не только поклонникам блюза. Мы стали группой, музыкантам которой всегда было интересно послушать, что играют их коллеги, что за музыка звучит в тех странах мира, где мы когда-либо играли. Это и привлекает к нам слушателей, но мы не забываем, что все мы - англичане, а начинали свою рок-карьеру с исполнения блюза. Вот такой странный сплав присутствует в наших песнях.

Уж более английской по духу группы, чем Jethro Tull, наверное вообще невозможно себе представить...
Ну, уж в чем точно нельзя упрекнуть Jethro Tull - так это в том, что мы играем американскую рок-музыку! Мы всегда были очень национально ориентированной рок-группой. Самой английской группой, если так можно выразиться. И мне всегда было непонятно и неприятно, что очень многие британские певцы и группы не то что играют американизированный рок, но даже нарочито поют с американским акцентом. Это меня страшно расстраивает. Да только посмотри - Мик Джаггер всю жизнь пел так, как будто он - американец. На что уж Элтон Джон и Род Стюарт считаются национальными артистами, но и они поют с ужасным американским акцентом. Скажу более - все английские артисты, ставшие суперзвездами, имеют этот акцент. Исключений из этого правила почти нет. Но почему группа из Британии, должна звучать, как американская? Зачем тогда вообще, живя в Британии, пытаться создать свой собственный рок? Но разве The Beatles добились бы своего успеха, если бы они не звучали именно как английская группа? Я счастлив, что Jethro Tull всегда имел то совершенно специфическое звучание, которое так отличало классические британские группы 70-х и 80-х от американских. Я говорю не только о рок-группах - даже все английские группы "поп-революции 80-х" с их синтезаторами были очень британскими по духу. Я очень горжусь британской поп- и рок-сценой 80-х - это были очень талантливые музыканты, которые становились очень популярными, в том числе и в США, не идя ни на какие компромиссы. Такие группы и артисты, как Duran Duran, Бой Джордж или Ian Dury & The Blockheads просто не могли появиться в Америке. Это чисто английское явление, и мне очень жаль, что сейчас музыка некоторых из них здорово американизировалась - к примеру, у Боя Джорджа. Он уж даже выглядит как американец или европеец, но ему следует оставаться англичанином, ха-ха!

Однако концепция альбома "Too Old To Rock'n'Roll, Too Young To Die" (1976) и не лежит рядом со всеми вашими фольклорными корнями...
Но зато концепция этого альбома - это и есть современный городской фолк! Раз уж Jethro Tull такая национально ориентированная группа, то отчего же нам не сочинять песни о модной субкультуре 60-х, которая тогда процветала по всей Англии - даже в самых маленьких городках. Мотоциклетные клубы создавались в Англии на протяжении всех 50-х и 60-х, а парни в кожаных куртках вдохновлялись образами Марлона Брандо и Джеймса Дина и были первыми бунтовщиками против современного им общества. А потом, в 60-е, в Англии возникли моды - "поклонники всего итальянского", как я их называю. Их стычки с рокерами-мотоциклистами стали теперь неотъемлемой частью нашего национального фольклора. Я никогда не считал, что фолк-музыка - это песни, написанные 300 лет назад; это песни о том, что происходит в нашей жизни здесь и сейчас. Или происходило лет десять назад... Да ведь корни рок-музыки - это и есть фолк, только американский, все эти песни черных пригородов, исполнявшиеся Мадди Уотерсом, Хаулин' Вульфом, Джоном Ли Хукером или Сонни Боем Уильямсоном. Некоторые скажут, что все это - блюз, но я назову их музыку настоящим фолком. А весь рок-н-ролл начала 60-х - это фолк-музыка американских тинейджеров. Вообще я хочу сказать, что поп-музыка, адресованная сразу всем, требует гораздо больше времени для своего, так сказать, созревания, а вот фолк-музыка создается постоянно. Неважно - год или 100 лет назад. Это музыка, создаваемая людьми и для людей, а не придуманная кем-то там в музыкальном бизнесе или на фирмах грамзаписи. Фолк отражает культуру людей, их эмоции, их радость, а чаще - слезы. Поэтому, возвращаясь к альбому "Too Old To Rock'n'Roll, Too Young To Die", я хочу сказать, что можно состариться для рок-н-ролла, а для фолк-музыки - нет.

Звучание Jethro Tull как единой группы очень трансформировалось с наступлением 80-х, и ваши классические альбомы, остались, пожалуй что, в прошлом. В чем была причина подобной эволюции?
Рубеж 70-х - 80-х стал эпохой второй технической революции в истории рок-музыки. Если само возникновение рок-н-ролла было тесно связано с электрогитарами марок Fender и Gibson и органом Hammond, то появление синтезаторов, сэмплеров, электронных ударных и ритм-блоков в начале 80-х дало не только совершенно новую музыку, но и вполне естественное желание музыкантов осваивать этот новый инструментарий. Возможно, все британские первопроходцы электронной музыки, такие как Гэри Ньюман, Soft Cell и Human League не так уж были интересны с точки зрения собственно музыки, зато с освоением новых технологий у них все было в полном порядке. И что оставалось делать таким группам, как Jethro Tull? Или сказать: "все это - полная ерунда, мы лучше будем продолжать играть на своих гитарах", или попробовать освоить новые технологии звукозаписи и продюсирования и посмотреть, что они могут дать нашей группе. Мы выбрали второй путь, и все 80-е пытались инкорпорировать компьютерно-сэмплерные технологии в нашу музыку. Да, они оказались очень важны для нас, но все же не настолько, насколько мы полагали в самом начале их освоения группой. Все-таки необходимо сосредотачиваться на написании песен, а не на работе с очередным компьютером! Я так и остался "акустическим", как я говорю, музыкантом, и для меня самое важное - работать на сцене с профессионалами своего дела, причем не даже обязательно приятными людьми. Главное, чтобы они хорошо умели играть на своих инструментах. Надеюсь, ты понял: я - за то, чтобы технология находилась под контролем музыки, но уж никак не наоборот. Пожалуй, наши эксперименты со звуком закончились с выходом альбома "Rock Island" (1989), и вот уже на протяжении почти 15 лет Jethro Tull - это группа, которая привела все современные звуковые технологии в соответствие с собственным музыкальным материалом.

Некогда могучая британская рок-сцена славна сейчас не классическим роком, но огромным количеством совершенно потрясающего музыкального отстоя. Что, по вашему мнению, является истинной причиной этой неприглядной ситуации?
Да абсолютно то же самое творится не только в Британии, но и в любой стране западного мира, имеющей развитую музыкальную индустрию! Вопрос, как говорится, в соревновательности - музыка перестала быть единственным развлечением, в которое потребитель может вложить деньги. Хорошо было 30 лет тому назад - Jethro Tull сравнивали с группами Yes, Genesis, Emerson Lake And Palmer и King Crimson, а теперь нас сравнивают с Yes, Genesis, King Crimson и игровыми приставками Sony Playstation! Ха-ха-ха! Люди старшего поколения лучше снятое по современным технологиям кино посмотрят, чем будут слушать серьезные рок-группы. Индустрия развлечений все сделала для того, чтобы музыка оказалась вне ее. Поэтому те поп-артисты, с которыми имеет дело большой шоу-бизнес, имеют мало отношения к музыке. Это просто выгодное вложение денег. Но и в Европе, и в Америке, и в любой другой стране мира, как я догадываюсь, есть люди, которым неинтересно зарабатывать деньги при помощи музыки - им просто интересно играть музыку. Понятно, что такие музыканты не так уж и успешны, и потому их отвергает большой шоу-бизнес.

И все же, существуют ли сейчас в Британии какие-либо достойные молодые рок-группы?
В Британии полно достойных и традиционных по своему звучанию рок-групп, постоянно играющих по мелким залам или клубам. Но ты сделал ошибку, когда спросил меня о любимых рок-группах - рок- и поп-музыка никогда не входили в сферу моих интересов, ха-ха! Мне это не было особо интересно даже в юношеские годы. Мои корни - это фолк, классическая музыка и джаз, вот их я и продолжаю слушать. Есть такая совершенно фантастическая ирландская группа Flux, вот они-то и есть мои фавориты на сегодняшний день. Формально это - фолк-дуэт, они используют свирели и волынки, но их музыка находится где-то между фолком и роком. Отличная группа - Tempest из южной Калифорнии, они даже несколько раз открывали наши концерты в США. Музыканты Tempest - молодцы, они играют вроде бы ирландский фолк, но по звучанию они - настоящая рок-группа. Да и вообще в США и Скандинавии хватает отличных групп, исполняющих прогрессив-рок. К сожалению, в Британии картина иная - молодое поколение здесь не очень-то жалует прогрессив. А вот в континентальной Европе прогрессив, напротив, любят, да и группы там есть интересные. Но сейчас не начало 70-х - и в музыкальных журналах редко увидишь фотографию музыканта, играющего прогрессив-рок, и уж тем более рекламу подобной музыки нельзя обнаружить в магазинах. И пусть я не покупаю новых рок-альбомов, я прекрасно представляю себе ситуацию на современной музыкальной сцене. Повторюсь, я и в 16 лет не особенно следил за новинками поп- и рок-музыки. Я всегда, честно говоря, был староват для рок-н-ролла.

Как удается сосуществовать Яну Андерсону, старому рокеру и лидеру Jethro Tull и Яну Андерсону - одному из крупнейших владельцев лососевых ферм в Британии?
Если говорить о себе, то я не ощущаю себя таким уж богатым фермером. Да, в 70-е я захотел получить более гарантированные доходы, нежели те, что дает музыка, и вложился в приобретение лососевой фермы. Тут большую роль сыграл мой интерес к сельскому хозяйству. Однако я не могу назвать себя таким уж богатым фермером - весь доход от фермы идет в развитие производства на ней, и спустя 20 лет я обнаружил, что мой интерес - не лосось, а другое промысловое существо. Я не хочу больше быть богатым фермером, разводящим лососей, а хочу быть богатым фермером, разводящим омаров или кого-нибудь еще, ха-ха! В общем, я так и не обогатился за счет своего фермерства - иногда мы теряем даже больше своих доходов, ведь рыбоводство - очень непредсказуемое занятие. Но все равно очень интересное и важное для будущего человечества. Только от продажи альбомов Jethro Tull у меня доходы все равно больше...

И последний вопрос - пять ваших любимых альбомов Jethro Tull?
Прежде всего, наш второй альбом "Stand Up" (1969) - поскольку это был первый альбом, где я действительно написал эдакие интересные песни, а не просто блюзы. Это был огромный шаг в развитии музыки Jethro Tull. Другой фаворит - альбом "Aqualang" (1971), ведь он оказался очень успешным не только потому, что пьесы "Aqualang", "Cross-Eyed Mary" или "Locomotive Breath" очень хорошо воспринимались публикой на концертах. Мне-то тогда было куда как интереснее играть акустические номера вроде "Slipstream". Однако "Aqualang" не только превратил Jethro Tull в общеизвестную группу, но еще и показал публике, что рок-музыка может быть не только такой, к которой она привыкла - а с обилием акустического материала. "Aqualang" важен для меня как акустический альбом. Третий альбом - "Songs From The Wood" (1977), это просто очень хорошая групповая работа с большим авторским вкладом всех музыкантов Jethro Tull и интересными аранжировками. Эталон звучания Jethro Tull, если угодно. На альбом "Crest Of A Knave" (1987) попали одни из моих любимых песен Jethro Tull, а что касается песни "Budapest" - так для меня это вообще лучшая песня нашей группы. И, наконец, "Roots To Branches" (1995) - просто хороший альбом безо всяких объяснений! И там есть песни, которыми я очень горжусь, потому что я писал их по пять лет, ха-ха! Впрочем, многие песни с этих работ можно будет услышать на нашем новом концертном альбоме. И, наконец, я хочу сказать, что мои любимые альбомы Jethro Tull - это все концертные работы, поскольку наш материал гораздо лучше слушается на концерте. Так что "Songs From The Past" тоже станет моим любимчиком!

Всеволод БАРОНИН, Play, МК-Джокер (2002)


АНОНСЫ НОВОСТЕЙ

02.06.2015
Лидер Jethro Tull Jan Anderson снова в России!!!
Нас ждёт «Jethro Tull: The Rock Opera»!!!
Подробнее >>

30.05.2015
Гастроли Jethro Tull и Jan Anderson в августе-декабре 2015 года
Гастроли Jethro Tull и Jan Anderson в августе-декабре 2015 года.
Подробнее >>

20.01.2015
Гастроли Jethro Tull и Jan Anderson в феврале-июле 2015 года
Гастроли Jethro Tull и Jan Anderson в феврале-июле 2015 года.
Подробнее >>


Copyright на дизайн и авторские материалы - Jethro-Tull.RU © 2010-2017 | All rights reserved | Все права на другие использованные на сайте материалы принадлежат их законным владельцам